В Петербурге велосезон начинается в конце апреля, когда устанавливается относительно теплая погода без снега, хотя истинные почитатели велосипеда не расстаются с ним и зимой. Этот вид транспорта привлекает многих горожан тем, что можно пересесть из душного метро или автобуса, самому составить свой маршрут и контролировать время в пути, а еще возможностью наслаждаться видами с пользой для здоровья. Многие горожане признаются, что с удовольствием ездили бы каждый день на велосипеде на работу или учебу, но их останавливает слабо развитая инфраструктура и опасения за собственную безопасность на дороге.
Что уже сделано в городе для велосипедистов? Где покататься, не опасаясь за свою жизнь, и где найти лучшие маршруты для прогулок? SPbHomes исследовал велосипедную жизнь Петербурга.
Есть ли место велосипедистам в Петербурге?
Говоря откровенно, в Северной столице условия для комфортного и безопасного передвижения велосипедистов практически отсутствуют. Велодорожек в городе мало, а культура дорожного движения развита слабо.
Когда речь заходит о велосипедной инфраструктуре, в качестве примера приводится опыт европейских стран. Там на этот вид транспорта стали массово пересаживаться с 70-х годов ХХ века. Поэтому неудивительно, что к нашему времени велосипедная индустрия достигла высокого уровня. Дело все в том, что в Европе к велосипедистам относятся как к полноправным участникам дорожного движения. Для них организованы отдельные дорожки с разметкой, знаками и светофорами, многочисленные парковки, прокаты велосипедов, в том числе и бесплатные. К тому же в некоторых странах, например, в Эстонии и Германии, необходимо сдавать экзамены на знание правил дорожного движения, чтобы иметь возможность крутить педали. У нас же человек на велосипеде становится неким промежуточным звеном между пешеходом и автомобилистом. У велосипедистов просто нет своего места: на тротуарах бродят недовольные таким соседством пешеходы, на проезжей части их не желают видеть водители машин.
Часто можно услышать, что в Петербурге не развивают велосипедную инфраструктуру, потому что это сезонный вид транспорта, которым зимой пользуются единицы. Однако в таких городах, как Амстердам, Копенгаген или Хельсинки климат ничуть не мягче нашего. И тем не менее там созданы все условия для комфортного передвижения велосипедистов. Для сравнения в Хельсинки около тысячи километров велосипедных дорожек, в то время как в Петербурге – чуть больше сотни.
Власти видят проблему в недостатке финансирования и большом количестве бюрократических препятствий - прежде чем, организовать велосипедную дорожку, ее нужно долго согласовывать, особенно в историческом центре с его обилием культурных памятников. Велоактивисты считают, что корень недостаточной «велосипедизации» кроется в непонимании важности развития инфраструктуры для велосипедистов. Чиновники не видят проблемы, а потому не готовы их решать. Тем временем велосипедов на улицах Петербурга становится все больше, и игнорировать их становится все сложнее.
Где ездить честному велосипедисту: маршруты для путешествий по городу
Первые пять велосипедных маршрутов в Петербурге были проложены в 2017 году. С каждым годом их количество и протяженность увеличивается и к 2020 году насчитывает уже больше 30. Однако этого количества мегаполису по-прежнему недостаточно.
Маршруты, созданные для велосипедистов, представляют собой выделенные велосипедные дорожки, которые обозначены с помощью дорожной разметки и установленных знаков. Часто по ним гуляют пешеходы, не привыкшие делить с кем-то тротуары. Найти ближайшую велосипедную дорожку и проложить удобный для себя маршрут можно с помощью специальной карты.
🚴♀️ Большой веломаршрут проложен на севере города. У местных жителей есть возможность безопасно добраться до центра города. Для этого надо выехать на улицу Руставели, далее по Пискаревскому проспекту добраться до Свердловской набережной.
🚴♀️ Отдельно хочется рассказать о Муринском парке в Калининском районе, который буквально стал центром притяжения велосипедистов. Парк растянулся между проспектом Луначарского и Северным проспектом. Здесь проложено несколько велосипедных дорожек, охватывающих всю парковую зону. В восточной части Муринского парка устроена лыже-роллерная трасса со склонами и крутыми поворотами. Здесь тренируются спортсмены, но и обычных велосипедистов никто выгонять не будет. Так что любителям крутых горок и быстрой езды стоит обратить внимание на этот парк.
🚴♀️ Отличные маршруты продолжены на набережных Невы и Большой Невки. Ездить по ним на велосипеде – настоящее удовольствие. Во-первых, обеспечены прекрасные виды. Во-вторых, набережные довольно широкие, места хватает и пешеходам, и велосипедистам, и владельцам самокатов, роликов. В-третьих, здесь практически нет перекрестков, на которых придется останавливаться, путь ровный за исключением мостов и нескольких спусков к воде.
🚴♀️ В центре пока только один маршрут с велодорожками – это набережная Фонтанки. Однако здесь не все гладко. Вдоль набережной регулярно паркуются автомобили прямо на размеченных велодорожках. Уже который год велоактивисты и представители автомобильного сообщества спорят между собой. Одни требуют пресекать незаконную парковку, другие предлагают убрать велодорожки, аргументируя малым количеством велосипедистов.
🚴♀️ Несколько велосипедных маршрутов проложено в Петроградском районе. Например, велодорожки есть на улице Большая Зеленина, Левашовском проспекте, набережной Карповки и Крестовском острове. В ЦПКиО им. Кирова официальные веломаршруты не проложены, однако по будним дням велосипедистов пускают на территорию парка.
🚴♀️ Специально для жителей Кудрово организованы велодорожки вокруг парка Оккервиль.
🚴♀️ Две протяженные велосипедные трассы радуют жителей поселка Шушары. Одна проходит по улице Софийской, вторая – по Витебскому проспекту.
Если необходимой улицы нет на карте с велодорожками, это не означает, что по ней ездить нельзя. Интернет – неисчерпаемый источник разнообразных маршрутов, которые составляли велосипедисты, основываясь на собственном опыте. Приведем в пример пару наиболее интересных.
🚴♀️ От Южно-Приморского парка до Петергофа по Санкт-Петербургскому шоссе. Ехать практически по прямой мимо зеленых парков. Велосипедисты отмечают, что на этом участке автомобильное движение не слишком интенсивное, а тротуары достаточно широкие, чтобы свободно разойтись с пешеходами. Стоит учесть, что не во все парки, которые будут попадаться по пути, можно попасть с велосипедом.
🚴♀️ Исторический центр Петербурга. Этот маршрут понравится тем, кто неравнодушен к памятникам архитектуры, истории и центру города. Начинать велопробег предлагается от Марсова поля. Далее по набережной Мойки в сторону Новой Голландии. По дороге будет возможность заехать на Дворцовую площадь, увидеть Исаакиевский собор. От Новой Голландии отправиться на Васильевский остров по Благовещенскому мосту. Налюбовавшись Стрелкой и Кунсткамерой, через Биржевой мост отправиться в сторону Александровского парка мимо Петропавловской крепости. Далее проехать к Петровской набережной, крейсеру «Аврора» и через Сампсониевский мост выехать на Пироговскую набережную. Далее по Литейному мосту перебраться на противоположный берег, проехать к улице Пестеля, набережной Фонтанки и закончить путешествие у Михайловского замка.
Этот маршрут собрал почти все основные достопримечательности Петербурга – хоть экскурсию проводи. К недостаткам можно отнести многолюдные улицы и перекрестки со светофорами. Самым лучшим временем для такого путешествия станут теплые белые ночи, когда людей поменьше и достаточно светло, главное учесть график разведения мостов.
🚴♀️ Один из популярных и живописных маршрутов проходит от Черной речки по улице Савушкина к Лахтинскому разливу, а оттуда через поселок Лисий Нос в сторону Сестрорецка. По пути будут можно любоваться сначала городскими пейзажами, а потом живописными видами на Финский залив. Закончить маршрут можно у озера Сестрорецкий Разлив, вдоль которого даже проложена велодорожка.
На самом деле вариантов маршрутов по городу может быть бесконечное множество, исходя из личных предпочтений. Будем рады, если в комментариях опытные велосипедисты поделятся своими любимыми тропами. И вдогонку приведем несколько примеров, куда с велосипедом путь заказан:
🚳 Взрослых велосипедистов не пускают в метро. Можно провозить детские велосипеды, взрослый же придется разобрать и упаковать в чехол. В наземном общественном транспорте и электричках провозить велосипеды можно, но очень аккуратно, чтобы не мешать другим пассажирам.
🚳 В некоторые парки. В основном это касается государственных музеев-заповедников. Специалисты считают, что велосипеды способны повредить поверхность дорожек, травмировать корни деревьев и растений. К тому же в таких парках гуляет много людей, поэтому есть риск столкновения.
🚳 Торговые центры, магазины, музеи. Обычно рядом расположены велостоянки, где можно временно оставить своего железного друга.
Курс на велосипедизацию
Неожиданно велосипедисты обрели поддержку у петербургских застройщиков. Девелоперы уловили общие настроения и стали закладывать создание велодорожек в проект будущих жилых комплексов. В основном это относится к масштабным объектам комплексного освоения территории, когда строительная компания возводит на большой территории целые кварталы.
🏡 К таким проектам можно отнести, например, жилой комплекс «Цветной город» в Красногвардейском районе. 19 квартал строится у края леса и реки Охта. На плане четко обозначены протяженные велосипедные маршруты.
🏡 ЖК «Энфилд» в Мурино обзаведется велодорожкой, которая пройдет практически через весь квартал. По ней можно будет добраться от домов к детским садам и школе, которые также возведет застройщик.
🏡 Еще больше отличился холдинг Setl Group, который строит жилой комплекс «Чистое небо» в Приморском районе. Летом 2020 года девелопер создаст большую многофункциональную спортивную площадку на месте пустыря. Здесь появится workout-зона: территория для кроссфита, скейтбординга, скалолазания, футбольное поле и велосипедные дорожки. Настоящий праздник спорта.
🏡 Пока безусловным лидером по протяженности велосипедного маршрута среди новостроек становится ЖК «Солнечный город» от Setl Group в Красносельском районе. Помимо нескольких крупных парков, которые расположены поблизости, будущим жителям достанется велосипедный маршрут длиной в 12 км!
Современные застройщики не ограничиваются только лишь велодорожками. Строительные компании уже в обязательном порядке устанавливают возле подъездов велосипедные парковки, некоторые организовывают колясочные, выделяют места в подземных паркингах, строят дополнительные кладовые для того, чтобы двухколесного друга можно было где-то хранить.
В настоящее время Петербург движется в сторону принятия велосипедной культуры. К осени 2020 года планируется устройство еще нескольких городских велосипедных маршрутов. Появляется все больше велосипедных парковок у входа в магазины, кафе, музеи и фитнес-центры, но не хватает охраняемых парковок, на которых нестрашно оставлять велосипед на долгое время.
Серьезной проблемой остается поведение на дорогах. Автомобилисты не желают считаться с велосипедистами, тогда как некоторые водители велосипедов сами не знают правил дорожного движения и часто их нарушают. Неоднократно поднимались вопросы о том, чтобы потенциальные велосипедисты сдавали экзамены на знание ПДД и чуть ли не получали отдельное водительское удостоверение. Пока это остается на уровне идеи, но повышать культуру вождения и обучать велосипедистов необходимо, особенно детей и подростков.
Несмотря на определенные проблемы в городе, велосипед остается дешевым и достаточно комфортным видом транспорта. Развитие соответствующей инфраструктуры поможет разгрузить дороги и общественный транспорт. Петербуржцы уже готовы пересаживаться на велосипеды, осталось только создать для этого все условия.
Отзывы о статье «Я буду долго гнать велосипед: маршруты и инфраструктура для петербургских велолюбителей»