Я буду долго гнать велосипед: маршруты и инфраструктура для петербургских велолюбителей
В Петербурге велосезон начинается в конце апреля, когда устанавливается относительно теплая погода без снега, хотя истинные почитатели велосипеда не расстаются с ним и зимой. Этот вид транспорта привлекает многих горожан тем, что можно пересесть из душного метро или автобуса, самому составить свой маршрут и контролировать время в пути, а еще возможностью наслаждаться видами с пользой для здоровья. Многие горожане признаются, что с удовольствием ездили бы каждый день на велосипеде на работу или учебу, но их останавливает слабо развитая инфраструктура и опасения за собственную безопасность на дороге.
Что уже сделано в городе для велосипедистов? Где покататься, не опасаясь за свою жизнь, и где найти лучшие маршруты для прогулок? SPbHomes исследовал велосипедную жизнь Петербурга.
Есть ли место велосипедистам в Петербурге?
Говоря откровенно, в Северной столице условия для комфортного и безопасного передвижения велосипедистов практически отсутствуют. Велодорожек в городе мало, а культура дорожного движения развита слабо.
Когда речь заходит о велосипедной инфраструктуре, в качестве примера приводится опыт европейских стран. Там на этот вид транспорта стали массово пересаживаться с 70-х годов ХХ века. Поэтому неудивительно, что к нашему времени велосипедная индустрия достигла высокого уровня. Дело все в том, что в Европе к велосипедистам относятся как к полноправным участникам дорожного движения. Для них организованы отдельные дорожки с разметкой, знаками и светофорами, многочисленные парковки, прокаты велосипедов, в том числе и бесплатные. К тому же в некоторых странах, например, в Эстонии и Германии, необходимо сдавать экзамены на знание правил дорожного движения, чтобы иметь возможность крутить педали. У нас же человек на велосипеде становится неким промежуточным звеном между пешеходом и автомобилистом. У велосипедистов просто нет своего места: на тротуарах бродят недовольные таким соседством пешеходы, на проезжей части их не желают видеть водители машин.
Часто можно услышать, что в Петербурге не развивают велосипедную инфраструктуру, потому что это сезонный вид транспорта, которым зимой пользуются единицы. Однако в таких городах, как Амстердам, Копенгаген или Хельсинки климат ничуть не мягче нашего. И тем не менее там созданы все условия для комфортного передвижения велосипедистов. Для сравнения в Хельсинки около тысячи километров велосипедных дорожек, в то время как в Петербурге – чуть больше сотни.
Власти видят проблему в недостатке финансирования и большом количестве бюрократических препятствий - прежде чем, организовать велосипедную дорожку, ее нужно долго согласовывать, особенно в историческом центре с его обилием культурных памятников. Велоактивисты считают, что корень недостаточной «велосипедизации» кроется в непонимании важности развития инфраструктуры для велосипедистов. Чиновники не видят проблемы, а потому не готовы их решать. Тем временем велосипедов на улицах Петербурга становится все больше, и игнорировать их становится все сложнее.
Где ездить честному велосипедисту: маршруты для путешествий по городу
Первые пять велосипедных маршрутов в Петербурге были проложены в 2017 году. С каждым годом их количество и протяженность увеличивается и к 2020 году насчитывает уже больше 30. Однако этого количества мегаполису по-прежнему недостаточно.
Маршруты, созданные для велосипедистов, представляют собой выделенные велосипедные дорожки, которые обозначены с помощью дорожной разметки и установленных знаков. Часто по ним гуляют пешеходы, не привыкшие делить с кем-то тротуары. Найти ближайшую велосипедную дорожку и проложить удобный для себя маршрут можно с помощью специальной карты.
🚴♀️ Большой веломаршрут проложен на севере города. У местных жителей есть возможность безопасно добраться до центра города. Для этого надо выехать на улицу Руставели, далее по Пискаревскому проспекту добраться до Свердловской набережной.
🚴♀️ Отдельно хочется рассказать о Муринском парке в Калининском районе, который буквально стал центром притяжения велосипедистов. Парк растянулся между проспектом Луначарского и Северным проспектом. Здесь проложено несколько велосипедных дорожек, охватывающих всю парковую зону. В восточной части Муринского парка устроена лыже-роллерная трасса со склонами и крутыми поворотами. Здесь тренируются спортсмены, но и обычных велосипедистов никто выгонять не будет. Так что любителям крутых горок и быстрой езды стоит обратить внимание на этот парк.
🚴♀️ Отличные маршруты продолжены на набережных Невы и Большой Невки. Ездить по ним на велосипеде – настоящее удовольствие. Во-первых, обеспечены прекрасные виды. Во-вторых, набережные довольно широкие, места хватает и пешеходам, и велосипедистам, и владельцам самокатов, роликов. В-третьих, здесь практически нет перекрестков, на которых придется останавливаться, путь ровный за исключением мостов и нескольких спусков к воде.
🚴♀️ В центре пока только один маршрут с велодорожками – это набережная Фонтанки. Однако здесь не все гладко. Вдоль набережной регулярно паркуются автомобили прямо на размеченных велодорожках. Уже который год велоактивисты и представители автомобильного сообщества спорят между собой. Одни требуют пресекать незаконную парковку, другие предлагают убрать велодорожки, аргументируя малым количеством велосипедистов.
🚴♀️ Несколько велосипедных маршрутов проложено в Петроградском районе. Например, велодорожки есть на улице Большая Зеленина, Левашовском проспекте, набережной Карповки и Крестовском острове. В ЦПКиО им. Кирова официальные веломаршруты не проложены, однако по будним дням велосипедистов пускают на территорию парка.
🚴♀️ Специально для жителей Кудрово организованы велодорожки вокруг парка Оккервиль.
🚴♀️ Две протяженные велосипедные трассы радуют жителей поселка Шушары. Одна проходит по улице Софийской, вторая – по Витебскому проспекту.
Если необходимой улицы нет на карте с велодорожками, это не означает, что по ней ездить нельзя. Интернет – неисчерпаемый источник разнообразных маршрутов, которые составляли велосипедисты, основываясь на собственном опыте. Приведем в пример пару наиболее интересных.
🚴♀️ От Южно-Приморского парка до Петергофа по Санкт-Петербургскому шоссе. Ехать практически по прямой мимо зеленых парков. Велосипедисты отмечают, что на этом участке автомобильное движение не слишком интенсивное, а тротуары достаточно широкие, чтобы свободно разойтись с пешеходами. Стоит учесть, что не во все парки, которые будут попадаться по пути, можно попасть с велосипедом.
🚴♀️ Исторический центр Петербурга. Этот маршрут понравится тем, кто неравнодушен к памятникам архитектуры, истории и центру города. Начинать велопробег предлагается от Марсова поля. Далее по набережной Мойки в сторону Новой Голландии. По дороге будет возможность заехать на Дворцовую площадь, увидеть Исаакиевский собор. От Новой Голландии отправиться на Васильевский остров по Благовещенскому мосту. Налюбовавшись Стрелкой и Кунсткамерой, через Биржевой мост отправиться в сторону Александровского парка мимо Петропавловской крепости. Далее проехать к Петровской набережной, крейсеру «Аврора» и через Сампсониевский мост выехать на Пироговскую набережную. Далее по Литейному мосту перебраться на противоположный берег, проехать к улице Пестеля, набережной Фонтанки и закончить путешествие у Михайловского замка.
Этот маршрут собрал почти все основные достопримечательности Петербурга – хоть экскурсию проводи. К недостаткам можно отнести многолюдные улицы и перекрестки со светофорами. Самым лучшим временем для такого путешествия станут теплые белые ночи, когда людей поменьше и достаточно светло, главное учесть график разведения мостов.
🚴♀️ Один из популярных и живописных маршрутов проходит от Черной речки по улице Савушкина к Лахтинскому разливу, а оттуда через поселок Лисий Нос в сторону Сестрорецка. По пути будут можно любоваться сначала городскими пейзажами, а потом живописными видами на Финский залив. Закончить маршрут можно у озера Сестрорецкий Разлив, вдоль которого даже проложена велодорожка.
На самом деле вариантов маршрутов по городу может быть бесконечное множество, исходя из личных предпочтений. Будем рады, если в комментариях опытные велосипедисты поделятся своими любимыми тропами. И вдогонку приведем несколько примеров, куда с велосипедом путь заказан:
🚳 Взрослых велосипедистов не пускают в метро. Можно провозить детские велосипеды, взрослый же придется разобрать и упаковать в чехол. В наземном общественном транспорте и электричках провозить велосипеды можно, но очень аккуратно, чтобы не мешать другим пассажирам.
🚳 В некоторые парки. В основном это касается государственных музеев-заповедников. Специалисты считают, что велосипеды способны повредить поверхность дорожек, травмировать корни деревьев и растений. К тому же в таких парках гуляет много людей, поэтому есть риск столкновения.
🚳 Торговые центры, магазины, музеи. Обычно рядом расположены велостоянки, где можно временно оставить своего железного друга.
Курс на велосипедизацию
Неожиданно велосипедисты обрели поддержку у петербургских застройщиков. Девелоперы уловили общие настроения и стали закладывать создание велодорожек в проект будущих жилых комплексов. В основном это относится к масштабным объектам комплексного освоения территории, когда строительная компания возводит на большой территории целые кварталы.
🏡 К таким проектам можно отнести, например, жилой комплекс «Цветной город» в Красногвардейском районе. 19 квартал строится у края леса и реки Охта. На плане четко обозначены протяженные велосипедные маршруты.
🏡 ЖК «Энфилд» в Мурино обзаведется велодорожкой, которая пройдет практически через весь квартал. По ней можно будет добраться от домов к детским садам и школе, которые также возведет застройщик.
🏡 Еще больше отличился холдинг Setl Group, который строит жилой комплекс «Чистое небо» в Приморском районе. Летом 2020 года девелопер создаст большую многофункциональную спортивную площадку на месте пустыря. Здесь появится workout-зона: территория для кроссфита, скейтбординга, скалолазания, футбольное поле и велосипедные дорожки. Настоящий праздник спорта.
🏡 Пока безусловным лидером по протяженности велосипедного маршрута среди новостроек становится ЖК «Солнечный город» от Setl Group в Красносельском районе. Помимо нескольких крупных парков, которые расположены поблизости, будущим жителям достанется велосипедный маршрут длиной в 12 км!
Современные застройщики не ограничиваются только лишь велодорожками. Строительные компании уже в обязательном порядке устанавливают возле подъездов велосипедные парковки, некоторые организовывают колясочные, выделяют места в подземных паркингах, строят дополнительные кладовые для того, чтобы двухколесного друга можно было где-то хранить.
В настоящее время Петербург движется в сторону принятия велосипедной культуры. К осени 2020 года планируется устройство еще нескольких городских велосипедных маршрутов. Появляется все больше велосипедных парковок у входа в магазины, кафе, музеи и фитнес-центры, но не хватает охраняемых парковок, на которых нестрашно оставлять велосипед на долгое время.
Серьезной проблемой остается поведение на дорогах. Автомобилисты не желают считаться с велосипедистами, тогда как некоторые водители велосипедов сами не знают правил дорожного движения и часто их нарушают. Неоднократно поднимались вопросы о том, чтобы потенциальные велосипедисты сдавали экзамены на знание ПДД и чуть ли не получали отдельное водительское удостоверение. Пока это остается на уровне идеи, но повышать культуру вождения и обучать велосипедистов необходимо, особенно детей и подростков.
Несмотря на определенные проблемы в городе, велосипед остается дешевым и достаточно комфортным видом транспорта. Развитие соответствующей инфраструктуры поможет разгрузить дороги и общественный транспорт. Петербуржцы уже готовы пересаживаться на велосипеды, осталось только создать для этого все условия.
ЖК «Морская набережная»
ЖК «Цветной город»
Апарт-отель «Начало»
ЖК «Елизаровский»
ЖК Neva Haus («Нева Хаус»)
ЖК «LEGENDA Героев» («Легенда Героев»)
ЖК «Московские ворота II»
ЖК «LEGENDA Черная речка, 41» («Легенда Черная речка, 41»)
ЖК «Ручьи»
ЖК «ID Moskovskiy» (Айди Московский)
ЖК «ART квартал. Аквилон»
ЖК «Заповедный парк»
ЖК «Цивилизация»
ЖК «Полис на Комендантском»
ЖК «Квартал Che»
ЖК ID Park Pobedy (Айди Парк Победы)
ЖК «Modum» (ЖК «Модум»)
ЖК «Новый Лесснер»
ЖК TERRA («Терра»)
ЖК «Статус у Парка Победы»
ЖК Alter («Альтер»)
ЖК «Морская набережная. SeaView»
ЖК «Полис Приморский»
ЖК LEGENDA BUSINESS «Малоохтинский, 68» (Легенда Бизнес «Малоохтинский, 68»)
Отзывы о статье «Я буду долго гнать велосипед: маршруты и инфраструктура для петербургских велолюбителей»