Раздается звонок или вам приходит письмо от застройщика с приглашением осмотреть построенную квартиру. Осталось подписать акт приема-передачи, и долгожданная квартира фактически станет вашей. Не спешите открывать шампанское и звать гостей на новоселье. Настал ответственный момент приемки квартиры. Запаситесь терпением и вооружитесь знаниями.
Даже застройщики с хорошей репутацией допускают недоделки в новостройках. Куда жаловаться и чего требовать в таких случаях? SPbHomes.ru разобрался во всех нюансах.
Как распознать дефекты квартиры?
Закон обязывает застройщика передать вам квартиру, указанную в ДДУ. Она должна соответствовать не только договору, но и требованиям закона, в первую очередь 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…».
При строительстве могут возникнуть недочеты – это частая ситуация при массовой застройке. Закон выделяет два вида дефектов: существенные и несущественные.
К существенным относят недостатки, из-за которых жить в квартире невозможно. Ими могут являться:
- Разбитое окно;
- Неисправность электропроводки;
- Неработающая канализация;
- Отсутствие тяги в вентиляции.
Несущественные – это бесчисленное множество остальных дефектов. Среди популярных встречаются:
- Неровности стен, потолка и любых других поверхностей;
- Мелкие щели в стеклопакетах или балконной двери;
- Сколы, трещины, царапины на стеклах, дверях, керамической плитке или сантехнике;
- Грязные, рваные обои.
Закон не закрепляет списка тех или других недоделок в квартире новостройки. Примерный перечень выработан юристами и экспертами на практике. Вы должны отличать одни от других, чтобы предъявить требования к застройщику.
Не хотите тратить время и разбираться в законах? Пригласите эксперта, который вместе с вами придет на приемку. Услуга обойдется вам в районе 2000 рублей. С помощью специальных инструментов эксперт выявит недостатки и грамотно опишет их.
Как заставить застройщика устранить недоделки в квартире?
Вы сами или со специалистом осмотрели жилье и выявили недоделки. Перед вами два пути:
- Если недоделки несущественные, вы подписываете акт приема-передачи и прилагаете к нему акт осмотра или смотровой лист (может называться по-разному) с описанием дефектов.
- Если недоделки существенные, вы не подписываете акт приема-передачи и составляете акт осмотра с описанием недостатков.
Акт осмотра - это претензия застройщику по недоделкам. Бланк акта может принести на объект сам застройщик, но также его можно составить в свободной форме в 2-х экземплярах. При этом на акте приема-передачи делается надпись о наличии акта осмотра.
Акт осмотра должен содержать:
- Номер квартиры и адрес;
- Номер и дату договора долевого участия;
- Подробное описание недостатков (если существенные, то указать на это);
- ФИО ваше и представителя застройщика, а также подписи сторон;
- Дату составления;
- Требование к застройщику со сроками.
Лучше, если перечень недостатков будет указан со ссылками на СНиПы, где указаны необходимые требования. В этой ситуации помощь эксперта будет кстати.
У представителя должна быть доверенность от застройщика. Обратите внимание на право подписи и срок действия.
Что делать, если представитель застройщика придумывает различные предлоги и уклоняется от подписания акта осмотра? Отправьте документ застройщику письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения. Это в последствии поможет доказать, что застройщик знал о дефектах вашего жилья.
В соответствии с 214-ФЗ, вы можете требовать у застройщика:
- устранить недостатки безвозмездно;
- уменьшить цену договора;
- возместить вам расходы на самостоятельное устранение.
Первый вариант удобный, но может растянуться надолго.
Если недостатки существенные, то можете без согласия застройщика расторгнуть договор и требовать возврата денег и процентов за пользование денежными средствами.
Что делать, если застройщик не устраняет недоделки?
Вы составили акт осмотра и ждете устранения недостатков застройщиком. Срок устранения лучше прописать в акте осмотра. Для остальных случаев закон предусматривает «разумный срок».
Как правило, застройщику хватит пары месяцев, чтобы исправить небольшие дефекты.
Когда следует идти в суд?
- Вы не согласовали срок, а застройщик явно затягивает исправление недостатков;
- Застройщик ничего не исправил в согласованный срок;
- Застройщик исправил только некоторые недостатки.
Если застройщик не устраняет недоделки, то проведите независимую экспертизу и исправьте недостатки за свой счет. Сохраните все чеки и акты с расчетом стоимости работ. Это способ подойдет для тех, кто не готов ждать решения суда и спешит приступить к ремонту или переехать в новую квартиру.
После сделанного ремонта обращайтесь в суд с требованием:
- Взыскать с застройщика убытки за самостоятельное устранение недостатков;
- Взыскать неустойку за просрочку исправления недостатков.
- Взыскать компенсацию морального вреда.
Неустойка (пени) за просрочку рассчитывается за каждый день, начиная с дня, следующего за тем, когда застройщик обязан был устранить недоделки. Требование закреплено в законе «О защите прав потребителя».
Взыскание морального вреда требует доказательств серьезной степени страданий. Например, больничного листа, если нарушение сроков вызвало ухудшение здоровья. К сожалению, суды часто в несколько раз уменьшают сумму компенсации морального вреда, поскольку ее присуждение основано на внутреннем убеждении судьи.
Отзывы о статье «Приемка квартиры в новостройке: добиваемся устранения недоделок»