Приемка квартиры в новостройке: добиваемся устранения недоделок
Раздается звонок или вам приходит письмо от застройщика с приглашением осмотреть построенную квартиру. Осталось подписать акт приема-передачи, и долгожданная квартира фактически станет вашей. Не спешите открывать шампанское и звать гостей на новоселье. Настал ответственный момент приемки квартиры. Запаситесь терпением и вооружитесь знаниями.
Даже застройщики с хорошей репутацией допускают недоделки в новостройках. Куда жаловаться и чего требовать в таких случаях? SPbHomes.ru разобрался во всех нюансах.
Как распознать дефекты квартиры?
Закон обязывает застройщика передать вам квартиру, указанную в ДДУ. Она должна соответствовать не только договору, но и требованиям закона, в первую очередь 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…».
При строительстве могут возникнуть недочеты – это частая ситуация при массовой застройке. Закон выделяет два вида дефектов: существенные и несущественные.
К существенным относят недостатки, из-за которых жить в квартире невозможно. Ими могут являться:
- Разбитое окно;
- Неисправность электропроводки;
- Неработающая канализация;
- Отсутствие тяги в вентиляции.
Несущественные – это бесчисленное множество остальных дефектов. Среди популярных встречаются:
- Неровности стен, потолка и любых других поверхностей;
- Мелкие щели в стеклопакетах или балконной двери;
- Сколы, трещины, царапины на стеклах, дверях, керамической плитке или сантехнике;
- Грязные, рваные обои.
Закон не закрепляет списка тех или других недоделок в квартире новостройки. Примерный перечень выработан юристами и экспертами на практике. Вы должны отличать одни от других, чтобы предъявить требования к застройщику.
Не хотите тратить время и разбираться в законах? Пригласите эксперта, который вместе с вами придет на приемку. Услуга обойдется вам в районе 2000 рублей. С помощью специальных инструментов эксперт выявит недостатки и грамотно опишет их.
Как заставить застройщика устранить недоделки в квартире?
Вы сами или со специалистом осмотрели жилье и выявили недоделки. Перед вами два пути:
- Если недоделки несущественные, вы подписываете акт приема-передачи и прилагаете к нему акт осмотра или смотровой лист (может называться по-разному) с описанием дефектов.
- Если недоделки существенные, вы не подписываете акт приема-передачи и составляете акт осмотра с описанием недостатков.
Акт осмотра - это претензия застройщику по недоделкам. Бланк акта может принести на объект сам застройщик, но также его можно составить в свободной форме в 2-х экземплярах. При этом на акте приема-передачи делается надпись о наличии акта осмотра.
Акт осмотра должен содержать:
- Номер квартиры и адрес;
- Номер и дату договора долевого участия;
- Подробное описание недостатков (если существенные, то указать на это);
- ФИО ваше и представителя застройщика, а также подписи сторон;
- Дату составления;
- Требование к застройщику со сроками.
Лучше, если перечень недостатков будет указан со ссылками на СНиПы, где указаны необходимые требования. В этой ситуации помощь эксперта будет кстати.
У представителя должна быть доверенность от застройщика. Обратите внимание на право подписи и срок действия.
Что делать, если представитель застройщика придумывает различные предлоги и уклоняется от подписания акта осмотра? Отправьте документ застройщику письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения. Это в последствии поможет доказать, что застройщик знал о дефектах вашего жилья.
В соответствии с 214-ФЗ, вы можете требовать у застройщика:
- устранить недостатки безвозмездно;
- уменьшить цену договора;
- возместить вам расходы на самостоятельное устранение.
Первый вариант удобный, но может растянуться надолго.
Если недостатки существенные, то можете без согласия застройщика расторгнуть договор и требовать возврата денег и процентов за пользование денежными средствами.
Что делать, если застройщик не устраняет недоделки?
Вы составили акт осмотра и ждете устранения недостатков застройщиком. Срок устранения лучше прописать в акте осмотра. Для остальных случаев закон предусматривает «разумный срок».
Как правило, застройщику хватит пары месяцев, чтобы исправить небольшие дефекты.
Когда следует идти в суд?
- Вы не согласовали срок, а застройщик явно затягивает исправление недостатков;
- Застройщик ничего не исправил в согласованный срок;
- Застройщик исправил только некоторые недостатки.
Если застройщик не устраняет недоделки, то проведите независимую экспертизу и исправьте недостатки за свой счет. Сохраните все чеки и акты с расчетом стоимости работ. Это способ подойдет для тех, кто не готов ждать решения суда и спешит приступить к ремонту или переехать в новую квартиру.
После сделанного ремонта обращайтесь в суд с требованием:
- Взыскать с застройщика убытки за самостоятельное устранение недостатков;
- Взыскать неустойку за просрочку исправления недостатков.
- Взыскать компенсацию морального вреда.
Неустойка (пени) за просрочку рассчитывается за каждый день, начиная с дня, следующего за тем, когда застройщик обязан был устранить недоделки. Требование закреплено в законе «О защите прав потребителя».
Взыскание морального вреда требует доказательств серьезной степени страданий. Например, больничного листа, если нарушение сроков вызвало ухудшение здоровья. К сожалению, суды часто в несколько раз уменьшают сумму компенсации морального вреда, поскольку ее присуждение основано на внутреннем убеждении судьи.
ЖК «Заповедный парк»
ЖК «Ручьи»
ЖК «LEGENDA Героев» («Легенда Героев»)
ЖК «LEGENDA Черная речка, 41» («Легенда Черная речка, 41»)
ЖК «ART квартал. Аквилон»
ЖК «Московские ворота II»
ЖК «ID Moskovskiy» (Айди Московский)
ЖК TERRA («Терра»)
ЖК «Новый Лесснер»
Апарт-отель «Начало»
ЖК «Морская набережная. SeaView»
ЖК Alter («Альтер»)
ЖК «Статус у Парка Победы»
ЖК ID Park Pobedy (Айди Парк Победы)
ЖК «Полис Приморский»
ЖК «Квартал Che»
ЖК LEGENDA BUSINESS «Малоохтинский, 68» (Легенда Бизнес «Малоохтинский, 68»)
ЖК «Цивилизация»
ЖК «Полис на Комендантском»
ЖК «Елизаровский»
ЖК «Modum» (ЖК «Модум»)
ЖК «Цветной город»
ЖК «Морская набережная»
ЖК Neva Haus («Нева Хаус»)
Отзывы о статье «Приемка квартиры в новостройке: добиваемся устранения недоделок»