Транспортная доступность, близость к центру, инфраструктура и окружение, качество и выбор жилья, экологическая обстановка – проанализируем все ключевые факторы оценки районов на предмет привлекательности для проживания и составим рейтинг районов Санкт-Петербурга.
Рейтинг районов Санкт-Петербурга для проживания
1 место. Выборгский район
В рейтинге районов Санкт-Петербурга для проживания пальму первенства взял один из старейших районов Северной столицы – Выборгский. Он протянулся от самого центра к окраинам мегаполиса. Престижная территория с развитой социально-бытовой и развлекательной инфраструктурой обладает всеми необходимыми характеристиками для комфортной жизни.
Транспортная доступность. Существующие магистрали и развязки на данный момент обеспечивают сравнительно комфортное передвижение в пределах района. Заторы в основном образуются ближе к его границам. Разгрузить старые транспортные артерии помогает новая ЗСД. Станций метро в Выборгском районе всего шесть, и этого явно недостаточно, хотя пока серьезных проблем с пешеходной доступностью нет.
Инфраструктура. Недостатка в объектах социально-бытовой инфраструктуры в Выборгском районе не наблюдается. Достаточно здесь и магазинов, торговых и бизнес-центров, ресторанов и развлекательных заведений.
Экология. Негативное воздействие на окружающую среду промышленных предприятий, расположенных на территории Выборгского района, нивелируется зелеными территориями, занимающими порядка трети всего района. Поэтому экологическая обстановка здесь одна из лучших в городе, что является важным фактором при выборе места проживания.
Недвижимость. В части района, расположенной ближе к центру Петербурга, господствует старая застройка дореволюционного и довоенного образца, а также сталинки и хрущевки. Чем ближе к южной оконечности территории, тем больше новостроек. По числу новых проектов Выборгский район занимает одно из лидирующих мест в рейтинге лучших районов Санкт-Петербурга, причем, здесь представлены все категории жилья, от эконом-класса до элитных жилых комплексов. Динамика застройки данной территории в дальнейшем будет снижаться, ввиду уменьшения числа свободных участков под крупные проекты.
2 место. Московский район
Вошел в рейтинг районов СПб и престижный благоустроенный район в юго-западной части мегаполиса. Архитектурные памятники и ансамбли: Новодевичий монастырь, Московские триумфальные ворота, Чесменский дворец, – соседствуют здесь с кварталами новейшей комфортабельной застройки.
Транспортная доступность. В целом ситуацию с транспортной доступностью Московского района можно назвать удовлетворительной, в сравнении с другими территориями Санкт-Петербурга. Основные магистрали – Московский проспект, КАД, ЗСД. Для пешеходов здесь открыто 6 станций метро.
Инфраструктура. В Московском районе сосредоточено большое количество культурно-досуговых заведений, магазинов, кафе и ресторанов. Практически в каждом квартале предусмотрены свои детские учреждения, аптеки, спортивные площадки и прочие инфраструктурные объекты.
Экология. Московский считается одним из наиболее благоприятных районов с точки зрения экологии. Обеспечивается это за счет большой площади озеленения. Здесь расположены парки городов-героев, парк Авиаторов, Московский парк Победы и множество небольших скверов.
Недвижимость. Состав объектов недвижимости крайне разнообразен. Элитные новые кварталы, граничат со старым хрущевками. Новые объекты появляются регулярно. Внимание инвесторов привлекают свободные участки, пригодные для реализации крупных проектов. Развитие этой местности связано с повышением деловой активности, строительством торговых и бизнес-центров, в основном на территориях, прилегающих к аэропорту Пулково.
3 место. Петродворцовый район
Элитный район с роскошным современным жильем. Единственное препятствие на пути дальнейшего развития территории – проблемы транспортной доступности.
Транспортная доступность. Основная транспортная магистраль района – Санкт-Петербургское шоссе, дополняют его одноименный проспект, а также шоссе Ропшинское, Волхонское, Ломоносовское, Гостилицкое. Существующие транспортные пути не справляются с трафиком, особенно в дачный период. Метро отсутствует.
Инфраструктура. Петродворцовый район являет собой научно-образовательный центр города. Развитая социальная инфраструктура пока справляется с возрастающим количеством местных жителей. Ритейл представлен небольшими магазинами в шаговой доступности, тогда как гипермаркетов здесь нет вообще.
Экология. Порядка 30% территории района занимают скверы и парки. Промышленных предприятий мало, и они практически не оказывают влияния на окружающую среду. Как следствие, в целом экологическая обстановка здесь оценивается положительно.
Недвижимость. Большая часть района застроена малоэтажным жильем, хотя в крупных поселениях присутствуют и многоэтажные дома. Новые строительные проекты в основном предполагают возведение жилых комплексов повышенного комфорта и формирование туристической инфраструктуры. Дальнейшее развитие Петродворцового района связано с реновацией старых домов и малоэтажным строительством.
4 место. Курортный район
Узкая полоска вдоль побережья Финского залива в настоящее время имеет статус самого престижного места для проживания в Санкт-Петербурге, что сказывается на характере и качестве застройки.
Транспортная доступность. В целом транспортную доступность района можно охарактеризовать положительно, особенно, после запуска в эксплуатацию ЗСД. Однако в летнее время с потоком туристов приходят и проблемы в виде заторов на дорогах.
Инфраструктура. Спорткомплексы, кафе, рестораны, клубы – недостатка в развлекательной инфраструктуре здесь нет, а объекты социального назначения по мере необходимости включаются в проект застройки.
Экология. С точки зрения состояния окружающей среды Курортный район входит в рейтинг районов СПб как один из лучших в городе. Промышленных предприятий крайне мало, тогда как территории природоохранного, оздоровительного и историко-культурного назначения занимают порядка 70% всего района.
Недвижимость. Частные дома составляют примерно две трети всего жилого фонда района. Многоэтажной застройки немного, и представлена она в основном в Сестрорецке. Новое строительство в Курортном районе ведется активно. В основном речь идет об элитных проектах много- и малоэтажной застройки.
5 место. Приморский район
Одна из наиболее стремительно развивающихся территорий Северной столицы. Девелоперы активно застраивают свободные участки комфортным современным жильем, торговыми и деловыми объектами.
Транспортная доступность. В час пик дороги здесь сильно перегружены. Дополнительные неудобства создают переезды через ж/д пути. Длинные пробки у Ушаковского моста – привычное явление.
Инфраструктура. На территории района работает свыше 130 детских садов, школ и медицинских учреждений. Местные жители в достаточной мере обеспечены и социальным обслуживанием, и торгово-развлекательной инфраструктурой. Пешеходов обеспечивает всего 4 станции метро, пропускной способности которых недостаточно, чтобы справиться с возрастающим потоком пассажиров.
Экология. Зеленые насаждения занимают почти четверть территории района, а негативное воздействие на окружающую среду промышленных предприятий незначительно. Как следствие, экологическая обстановка оценивается как благополучная.
Недвижимость. В Приморском районе рядом с кварталами сталинок и хрущевок ведется активная жилая застройка. Девелоперы не ограничиваются крупными многоэтажными жилыми комплексами, встречаются и проекты с таунхаусами и коттеджами. Очевидно, здесь и дальше продолжится жилая и коммерческая застройка с освоением свободных окраин района.
6 место. Пушкинский район
Комфортная благополучная территория с чистым воздухом и недалеко от центра – основные характеристики Пушкинского района предопределяют его популярность как у покупателей недвижимости, так и у девелоперов.
Транспортная доступность. В целом дорожная ситуация здесь удовлетворительная, хотя на основных транспортных магистралях, ведущих к центру города, Московском и Пулковском шоссе в часы пик часто образуются пробки. Пешеходы пользуются хорошо развитым общественным транспортом, правда при необходимости воспользоваться метро, приходится отправляться в соседние районы.
Инфраструктура. Для района характерна развитая социальная, торговая и развлекательная инфраструктура. Большинство небольших магазинов сконцентрировано в старой части территории, тогда как в кварталах новой застройки наблюдается их дефицит. Крупных торговых центров современного образца в Пушкинском районе нет.
Экология. С позиции экологической ситуации эта местность считается одной из наиболее благополучных в городе. Вредные производства практически отсутствуют, тогда как в зеленых насаждениях недостатка нет.
Недвижимость. Многие петербуржцы стремятся переехать поближе к Царскому селу или Павловску. Спрос удовлетворяется за счет реновации старого жилья и активной застройки свободных территорий, причем девелоперы предпочитают осваивать участки поближе к паркам и дворцам – здесь реализуются в основном элитные проекты. На территории Пушкинского района возводятся и бюджетные малоэтажки.
7 место. Петроградский район
Старейший район Санкт-Петербурга, настоящий исторический центр мегаполиса. Территория включает в себя семь островов дельты Невы, что предопределяет особенности и специфику развития района.
Транспортная доступность. Острова связаны между собой и другими районами 15-ю мостами и 5 станциями метрополитена. Все транспортные магистрали сильно перегружены, не хватает парковок. Пробки здесь привычное явление. Заторы обычно образуются на Каменноостровском проспекте и Большой Пушкарской.
Инфраструктура. Несмотря на островное расположение, район всегда обладал достаточно развитой инфраструктурой, поэтому входит в рейтинг комфортных районов Санкт-Петербурга для проживания. На его территории находятся престижные школы, гимназии, вузы, однако увеличение жилого фонда опережает обеспечение необходимыми инфраструктурными объектами. Уже наблюдается недостаток образовательных учреждений и магазинов.
Экология. Более трети территории занимают зеленые насаждения, поэтому в целом Петроградский район считается благополучным для постоянного проживания, за исключением лишь нескольких участков.
Недвижимость. Ветхое жилье и не расселенные коммунальные квартиры здесь соседствуют с элитными жилыми комплексами. Качественное жилье стоит дорого, и его пока сравнительно немного. Однако Петроградский район считается весьма перспективным: за счет сноса старой застройки и перемещения промышленных объектов за пределы города планируется освободить существенные площади под жилые новостройки и коммерческую недвижимость.
8 место. Василеостровский район
Островное положение – это и благо, и беда Василеостровского района. Благоустроенная территория с великолепной архитектурой в центре мегаполиса имеет весьма скудное сообщение с другими районами города. Кроме того, при реализации новых проектов возникают проблемы в обеспечении объектов инженерной инфраструктурой.
Транспортная доступность. Связь с остальной частью города обеспечивается за счет четырех мостов, пропускной способности которых недостаточно для постоянно увеличивающегося транспортного потока. Несколько облегчает эту проблему наличие двух станций метро. Нелегко перемещаться и по самому острову, поскольку дороги здесь пребывают в состоянии перманентного ремонта. После недавнего открытия Центрального участка ЗСД круглосуточная доступность острова во многом облегчила жизнь автомобилистов.
Инфраструктура. Местные жители обеспечены полным набором социально-бытовых услуг, здесь расположено много вузов и культурных учреждений.
Экология. Продукты работы промышленных предприятий, загрязненность почв, плохой климат предопределяют неблагоприятную экологическую обстановку в районе
Недвижимость. В местном жилом фонде представлены все категории жилья: от масс-маркета до объектов класса «люкс». Состояние старой застройки оставляет желать лучшего, за исключением небольшой части отреставрированных домов.
Дальнейшее развитие Василеостровского района в основном связано с созданием и освоением намывных территорий. В настоящее время реализуется крупный проект квартальной застройки «Гавань капитанов», объединяющий объекты разного уровня комфорта.
9 место. Красносельский район
Спальный район на юго-западе Петербурга, граничащий с Ленобластью. Хорошая экология и дешевая недвижимость – вот, что привлекает здесь покупателей.
Транспортная доступность. Это главный недостаток Красносельского района. Основные магистрали здесь постоянно перегружены, выехать из района крайне проблематично. Оперативно добраться до центра города практически невозможно даже на метро, поскольку его здесь просто нет.
Инфраструктура. Количество объектов социальной инфраструктуры в целом удовлетворяет существующему спросу. Нет недостатка и в крупных торговых объектах.
Экология. С точки зрения благополучия окружающей среды Красносельский район можно считать одним из лучших в рейтинге районов СПб. Производств здесь мало, а их влияние на экологию незначительно. Кроме того, велика площадь зеленых насаждений.
Недвижимость. Жилье, по большей части, бюджетное, не всегда качественное, хотя недостаток привлекательных предложений на вторичном рынке отчасти компенсируется новостройками комфорт- и бизнес-класса.
10 место. Невский район
Плотно застроенный район, разделенный Невой на две части, находится в восточной части мегаполиса.
Транспортная доступность. Для пешеходов работает шесть станций метро, и на данный момент этого достаточно. Автомобильное сообщение внутри района осложнено тем, что через Неву переброшены только два моста. После введения в эксплуатацию КАДа ситуация стала несколько лучше, но проблемы остались. Постоянно наблюдаются заторы на Октябрьской набережной и Дальневосточном проспекте.
Инфраструктура. В целом район обладает отлично развитой инфраструктурой, достаточным количеством социальных и торговых объектов. Кроме школ, больниц и поликлиник, здесь за последние годы построено много магазинов, развлекательных центров, кинотеатров.
Экология. Через Невский район пролегают автомагистрали областного значения и железнодорожные линии, а на его территории разместился ряд крупных промышленных предприятий – эти факторы определяют неблагоприятную экологическую обстановку. При этом площадь озеленения на общем фоне незначительна.
Недвижимость. Основной жилой фонд составляют панельные хрущевки. Новостроек мало, поскольку свободных площадок в районе практически не осталось. Дальнейшее развитие территории предполагает реновацию старых домов и перенос промышленных объектов за пределы города, что поможет освободить участки под новые проекты.
11 место. Центральный район
Центр города привлекателен, прежде всего, близостью к государственным и муниципальным учреждениям, а также обычным атрибутам старейших исторических районов – памятников архитектуры, музеев и театров.
Транспортная доступность. Это одна из главных проблем Центрального района. Слишком узкие для крупного мегаполиса магистрали не справляются с постоянно растущим транспортным потоком. Как следствие, в бесконечных пробках простаивает Суворовский, Литейный, Лиговский проспекты, Садовая улица. Часто образуются заторы перед въездом на мосты. Для пешеходов эта проблема решается за счет 10 станций метро, расположенных на территории района.
Инфраструктура. Высокий уровень развития инфраструктуры приближает Центральный район по уровню комфорта к европейским столицам. Школы, детские сады, медицинские учреждения, магазины, рестораны – всего здесь в избытке.
Экология. Несмотря на отсутствие в Центральном районе промышленных предприятий, экологическая обстановка здесь оценивается как негативная. Такая ситуация складывается из-за загазованности воздуха, вызванной высоким транспортным потоком, вкупе с малым количеством зеленых зон, сконцентрированных в основном в Таврическом, Михайловском, Летнем садах, на Марсовом поле.
Недвижимость. Качество недвижимости неоднородно. Значительная часть старой застройки пребывает в аварийном состоянии, хотя многие старые дома уже прошли реконструкцию. Новостроек в Центральном районе немного, ввиду ограниченности площадей, а большая часть из них относится к категориям «бизнес» и «люкс», в частности, ЖК «Александрия», «Смольный парк», «Парадный квартал».
В дальнейшем развитие района будет связано с реконструкцией старых объектов. Возможно появление немногочисленных новых проектов элитного сегмента.
12 место. Адмиралтейский район
Один из старейших районов Северной столицы, где дворы-колодцы соседствуют с архитектурными шедеврами, элитные новостройки составляют контраст с ветхой старой застройкой.
Транспортная доступность. К числу главных проблем района относится отсутствие парковочных мест и высокий трафик при низкой пропускной способности местных магистралей. В течение всего рабочего дня в пробках простаивает набережная Фонтанки и Обводного канала, Московский проспект. Для пешеходов на территории Адмиралтейского района работают 6 станций метро.
Инфраструктура. Как и другие центральные районы, Адмиралтейский обладает развитой социальной и развлекательной инфраструктурой. Местные жители не испытывают недостатка в образовательных и медицинских учреждениях, заведениях общепита и ритейла.
Экология. Промышленные предприятия отсюда в основном выведены за пределы города, поэтому основной источник напряженности экологической обстановки – транспортная перегруженность. Ситуацию осложняет почти полное отсутствие крупных зеленых зон на территории района. Исключение составляют Екатерингофский, Юсуповский, Никольский, Александровский сады и сад «Олимпия».
Недвижимость. Большую часть местного жилого фонда составляет старая застройка, значительная часть которой от Фонтанки до Обводного канала прошла реконструкцию. Новое строительство в Адмиралтейском районе – большая редкость, и бюджетные проекты здесь не встречаются, только «элитка» с высоким ценником.
13 место. Фрунзенский район
Один из старейших районов Северной столицы к настоящему времени превратился в типичный «спальник» с крайне низкой транспортной доступностью. Новая застройка ведется неактивно, относительно малый спрос на местную недвижимость определенно не способствует приходу сюда инвесторов.
Транспортная доступность. Фрунзенский считается самым неблагополучным районом с точки зрения характеристик транспортной инфраструктуры. Проспекты Славы, Лиговский, Дунайский, улицы Пражская, Дмитрова, Софийская, Бухарестская и прочие магистрали района в часы пик замирают в пробках. Несколько лучше дела обстоят с пешеходной доступностью –территория района обслуживается сегодня пятью станциями метро.
Инфраструктура. Спальные кварталы снабжены достаточно развитой социальной и торговой инфраструктурой. Здесь много хороших школ и детских садов, а также современных торгово-развлекательных комплексов.
Экология. Экологическое состояние района неоднородно. Загрязненными являются территории в северной его части, где сконцентрированы промышленные предприятия, а также участки вдоль проспектов Славы и Лиговского. В жилых же районах на юге воздух значительно чище, в том числе за счет большой площади зеленых насаждений.
Недвижимость. Наиболее привлекательные предложения жилья сконцентрированы в Купчино: современные панельные и кирпичные дома, возведенные вдоль проспекта Славы.
14 место. Калининский район
Самый крупный по площади район Санкт-Петербурга, с юга занятый промзоной, с севера – спальными районами с плотной застройкой.
Транспортная доступность. В районе 8 станций метро, из которых 5 работает в западной части территории, а север обслуживает всего одна станция с ограниченной пропускной способностью – «Гражданский проспект». Через Калининский район проходит несколько крупных магистралей, однако в час пик они не всегда справляются с транспортным потоком. Заторы в основном возникают при выезде в центр города.
Инфраструктура. Социальная инфраструктура – один из козырей Калининского района. Для местных жителей работает 10 больниц, 35 поликлиник, 50 школ и несколько вузов.
Экология. В северной части района уровень загрязненности воздуха и другие параметры состояния окружающей среды, находятся в пределах нормы. Ближе к югу дышится тяжелее, поскольку здесь сконцентрировано большинство промышленных объектов территории. Ситуацию отчасти спасает значительная площадь зеленых насаждений в 17 скверах и парках.
Недвижимость. Большая часть местного жилого фонда сформирована старой застройкой с привычными сталинками и хрущевками. Современные панельные и монолитно-кирпичные новостройки тоже есть, но их мало. Незанятых участков на карте района практически не осталось, поэтому перспективы развития территории в основном связаны с реконструкцией уже имеющихся объектов.
15 место. Кировский район
Сравнительно небольшой юго-западный район Санкт-Петербурга, граничащий с Финским заливом. Близость торгового порта делает данную территорию привлекательной для формирования делового центра, но не для комфортного проживания.
Транспортная доступность. Пять станций метро Кировского района вполне справляются со своей задачей. Неплохо обстоят дела и с магистралями, особенно после того, как к ним добавился ЗСД. В целом транспортную доступность можно считать удовлетворительной.
Инфраструктура. Жилые кварталы Кировского района в целом неплохо обеспечены социальной инфраструктурой. Повышению привлекательности данных территорий способствует активное строительство торговых и развлекательных объектов.
Экология. Площадь парков и скверов составляет примерно треть территории района. Однако этого хватает только на уменьшение негативного влияния на окружающую среду многочисленных промышленных предприятий. Можно ожидать улучшения экологической обстановки в связи с дальнейшим выводом производственных площадок за пределы города.
Недвижимость. Север застроен сравнительно новым жильем низкого качества, которое уже пришло в негодность. На юге соседствуют сталинки, хрущевки и брежневки, а также дома современных серий эконом- и комфорт-класса.
Основные планы по развитию района связаны с выводом отсюда промышленных предприятий. Освободившиеся территории, вероятно, пойдут под бюджетную жилую застройку, а также торговые и развлекательные объекты.
16 место. Кронштадтский район
До середины 90-х годов минувшего столетия доступ в этот островной район был ограничен, поэтому сейчас он переживает начальный этап своего развития.
Транспортная доступность. Связь острова с остальной частью города ранее обеспечивалась в основном за счет скоростных теплоходов и парома. Сейчас завершены работы по строительству КАД через дамбу, что значительно улучшило транспортную доступность района.
Инфраструктура. Обособленное положение района способствовало формированию достаточно развитой социальной и бытовой инфраструктур. Здесь много магазинов в шаговой доступности, но явно не достает присутствия сетевых операторов. Хотя, после открытия КАДа, девелоперы проявляют значительно больший интерес к местным неосвоенным участкам.
Экология. Экологическая обстановка в целом благополучная. Вода здесь довольно чистая, как и воздух, который приносит с моря западный и юго-западный ветер.
Недвижимость. Стоимость жилья здесь невысока, равно как и спрос на него. Значительную часть обветшалой вторички планируется снести. На ее место должна прийти современная застройка эконом-класса. Кроме того, Кронштадскому району прочат будущее «туристической Мекки», следовательно, можно ожидать появления новых инфраструктурных проектов.
17 место. Колпинский район
Благоустроенная юго-восточная часть территории Санкт-Петербурга на берегу реки Ижоры сочетает насыщенную инфраструктуру, обширную площадь озеленения и развитую промышленность.
Транспортная доступность. Несмотря на наличие отличной транспортной инфраструктуры, жители района страдают от постоянной загруженности и пробок на дорогах, которые возникают из-за транзитного транспорта.
Инфраструктура. Район обладает развитой социальной, торговой и развлекательной инфраструктурами. Здесь достаточно медицинских и образовательных учреждений, магазинов и культурно-развлекательных центров в шаговой доступности.
Экология. Высокая концентрация промышленных предприятий крайне негативно сказывается на экологической обстановке на севере и востоке районе, тогда как с южной его оконечности загазованность воздуха находится в пределах нормы.
Недвижимость. Жилье здесь дешевое, но купить можно, в большинстве своем, старую застройку, поскольку новых объектов предлагается мало. В перспективе часть старых домов планируется реконструировать, а некоторые кварталы хрущевок снести. На их место придут новостройки эконом-класса и малоэтажные жилые комплексы.
18 место. Красногвардейский район
Это один из немногих районов Северной столицы, располагающий сегодня достаточно серьезными резервами для возведения жилья и коммерческой недвижимости.
Транспортная доступность. Через район пролегает несколько крупных транспортных магистралей, включая КАД, Малоохтинский, Полюстровский, Новочеркасский проспекты. В целом транспортная доступность находится на удовлетворительном уровне, хотя без пробок не обходится. Хуже обстоят дела пешеходов. Двух станций метро, находящихся в северной части района, явно недостаточно.
Инфраструктура. Территория неплохо обеспечена социальной инфраструктурой. Здесь работает более сотни образовательных учреждений и 12 поликлиник.
Экология. Концентрация промышленных предприятий, большой поток грузового транспорта, железные дороги – все эти факторы сделали экологическую обстановку в районе крайне неблагоприятной. Парков здесь очень мало, а водные объекты сильно загрязнены.
Недвижимость. Главное достоинство местного жилого фонда – низкая цена, хотя качество ей соответствует. В то же время есть и привлекательные территории, которые постепенно застраиваются современным жильем, причем разных категорий, от «эконома» до «бизнеса». Развиваться Красногвардейский район, вероятно, будет за счет строительства деловых центров, а вслед за ними девелоперы предложат и проекты жилых новостроек.
Отзывы о статье «Где в Питере жить хорошо: рейтинг районов Санкт-Петербурга» (15)
К тому же в Крыму население скорее сельское,нежели городское,со всеми вытекающими от сюда обстоятельствами: низкий уровень культуры, воспитания и образованности(хотя конечно есть исключения).
Так ещё и уровень оказания услуг очень низкий в соотношении цена-качество...дебилы наивно считают себя вторыми после Москвы в стране,просто ничего кроме своего региона в жизни не видя, хотя объективно Крым (весь вместе взятый)уступает в развитии абсолютно ВСЕМ городам милионникам в РФ,а таких на данный момент 16 + Калининградской области и возможно Приморью,и это как минимум!!!
Да и по красоте и живописности природы Крым тоже откровенно лишь третий после Кубани и Дагестана.
Беру не из интернета или СМИ,а из личного опыта,получая который довелось объехать практически всю эту несчастную страну,в том числе и 3 года службы по контракту в морской пехоте в Казачьей бухте Севастополя,так что всё осязал сам.
Вот и выходит,что Крым далеко не лучшее место даже в России,а про мир я вообще лучше промолчу.....