Первые составы подземки с пассажирами отправились с «Площади Восстания» в 1955 году. За 70 лет было проложено 5 основных линий метрополитена, связавших разные районы города. Однако за последние годы работы по строительству новых станций, жизненно необходимых в некоторых локациях, сильно замедлились. С чем связаны такие изменения? И чего ждать жителям в будущем? О петербургском метрополитене и перспективе развития в обзоре SPbHomes.ru.
Схема развития метро Санкт-Петербурга до 2030 года
Метро ближайшего будущего
В середине декабря 2018 года Правительством Петербурга была утверждена новая схема развития метрополитена в одноименном документе. Изменения коснулись названий некоторых станций, их расположения, будущих линий трассировки и, прежде всего, сроков ввода в эксплуатацию. Всего к 2032 году в городе должно появиться 29 новый станций метро.
Так, с задержкой в 9 месяцев, 1 сентября 2019 года уже будут введены в эксплуатацию «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары».
Ближайшие новостройки: ЖК «София», ЖК «Кремлевские звезды», ЖК «Балканы», ЖК Twin House, ЖК «Новое Купчино», ЖК All Inclusive.
«Юго-Западная» и «Путиловская»
Открытие – 2022 год.
Район: Красносельский.
Что рядом: Южно-Приморский, Полежаевский парки, парк Александрино, Финский залив, ТЦ «Жемчужная Плаза».
Новостройки: ЖК «Английская миля», ЖК «Наутилус», ЖК «Жемчужный каскад», ЖК «Премьера-2», ЖК «Аист».
К 2022 году планируется сдача «Юго-Западной» и «Путиловской» (с пересадкой на «Кировском заводе»). Красносельский район считается одним из наиболее проблемных в области доступности: новостройки давно расползлись за пределы зоны 20-минутной езды от метро, население продолжает увеличиваться, наземный транспорт перестает справляться.
«Горный институт»
Открытие – 2022 год.
Район: Василеостровский.
Что рядом: ТЦ «Балтийский», Морской вокзал, Горный университет.
Новостройки: апарт-отель NEXT, ЖК «Колумб» («Гавань капитанов»), ЖК «Палацио», ЖК Golden City.
В это же время, в 2022 году, завершатся все работы на станции «Горный институт», где будет переход на станцию «Большой проспект-2».
«Театральная»
Открытие – 2024 год.
Район: Адмиралтейский.
Что рядом: Мариинский театр, культурный центр «ЛенДок», консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова.
Новостройки: ЖК «Адмирал», ЖК «Голландия».
В 2024 году обещают построить вестибюль станции «Театральная». Проект уже готов, реализация ведется. Лахтинско-правобережную линию («оранжевая» ветка) продлят от «Театральной» до «Большого проспекта-2».
Перспективный вид станции "Театральная"
«Туристская» и «Шуваловский проспект»
Открытие – 2023-25 гг.
Район: Приморский.
Что рядом: Юнтоловский заказник, Лахтинский разлив.
Новостройки: ЖК «Морская звезда», ЖК «МореОкеан», ЖК Ariosto, ЖК New Time, ЖК «Полис на Комендантском».
Временной отрезок с 2023 по 2025 гг отведен под реализацию продолжения Невско-Василеостровской линии («зеленая» ветка): в Приморском районе должны открыться станции «Туристская» и «Шуваловский проспект» («Планерная»).
«Кудрово»
Открытие – 2025 год.
Район: Всеволожский.
Что рядом: ТРК «МЕГА-Дыбенко», Мега Парк, развязка КАД.
Новостройки: ЖК «Лондон» («Семь столиц»), инвест-отель «ПРО.Молодость», ЖК «Гольфстрим».
В начале лета 2019 года был объявлен конкурс на подготовку проектной документации по долгожданной станции «Кудрово». Разработкой займется ЗАО «Институт «Трансэкопроект». Полный пакет документов подрядчик предоставит в 2020 году, а вот ввод в эксплуатацию предварительно запланирован на 2025 год.
Красносельско-Калининская ветка
Открытие – 2026-27 гг.
Район: Фрунзенский.
Что рядом: автовокзал, ж/д станция «Боровая», ТЦ «Лиговъ».
Новостройки: ЖК Ligovsky City «Первый квартал», ЖК Ligovsky City «Второй квартал», ЖК «Дом на Киевской», ЖК «Дом у Каретного».
Новую ветку от «Обводного канала» (второй вестибюль получил название «Каретная») через Боровую, Заставскую, Броневую улицы до уже существующей станции «Кировский завод» запустят в 2026-2027 гг.
Перспективный вид станции "Броневая"
План развития петербургского метрополитена
Положительный столичный опыт не дает покоя чиновникам: проект петербургского кольца активно обсуждается уже несколько лет. Затраты на реализацию будут колоссальными, но надежда на исполнение плана развития Санкт-Петербургского метрополитена не покидает как проектировщиков, так и жителей города.
Первый участок кольцевой
Первый отрезок, так называемая «северная хорда», протянется от перспективной станции «Большой проспект» до второго вестибюля «Лесной» с переходом на существующей станции «Василеостровская». Его хотят открыть к 2028-2030 гг. Вторая часть проляжет от «Лесной» до «Ладожской». Здесь сроки более размытые – после 2030 года. Хотя, при удачном стечении обстоятельств, появление нового направления действительно облегчит жизнь крупным районам на севере: запроектированы станции «Арсенальная», «Площадь Калинина», «Полюстровский проспект», «Большеохтинская». От «Ладожской» ветка протянется через Фарфоровскую улицу, Витебский проспект и Броневую.
Заявленные станции метро кольцевой линии:
- «Василеостровская-2»;
- «Петроградская-2»;
- «Кантемировская»;
- «Лесная-2»;
- «Арсенальная»;
- «Площадь Калинина»;
- «Полюстровский проспект»;
- «Большеохтинская»;
- «Ладожская-2»;
- «Дальневосточный проспект»;
- «Елизаровская»;
- «Фарфоровская»;
- «Международная-2»;
- «Витебский проспект»;
- «Парк Победы-2».
После 2030 года власти хотят заняться и районами Пискаревки, Ручьев, намыва на Васильевском острове и Лахтой.
Развитие отдаленных районов и центра
Еще более амбициозными выглядят планы по строительству станций в Стрельне, Авиагородке и Пулково. Линии трассировки еще не проработаны, на существующей схеме путевого развития петербургского метрополитена их обозначили лишь набросками.
В центре города также планируется строительство вестибюлей на Михайловской улице, Суворовском проспекте и вблизи Смольной набережной.
В одном из интервью, врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов заявил о необходимости плавно увеличивать бюджет на транспортное развитие.
Однако, для соблюдения заявленных в обновленном плане развития Санкт-Петербургского метрополитена сроков, понадобится не менее 30 млрд рублей ежегодно только на метростроение.
Пока что, при нынешнем уровне городских доходов (304 млрд рублей на июль 2019 года), цифра выглядит откровенно заоблачной.
Спуск на станции "Проспект Славы"
Куда едет метро?
С 2015 года в Петербурге были введены в эксплуатацию только 3 новые станции петербургского метрополитена: «Спортивная-2», «Беговая» и «Новокрестовская». К тому же, спустя год после запуска двух станций Невско-Василеостровской линии, обнаружилось свыше тысячи дефектов: усиленная вибрация на наклонных спусках, протечки, некачественно смонтированная облицовка. Для сравнения, в Москве, только за 2018 год, заработало 17 новых станций.
Одной из проблем петербургского метрополитена является недостаточный объем финансирования. Другой вопрос касается отсутствия здоровой конкуренции на рынке – ОАО «Метрострой» единственная компания в регионе, выполняющая подобные работы.
В 2018 году в связи с подготовкой ЧМ-2018 по футболу, на строительство метро было выделено 27 млрд рублей. На 2019 год бюджет «срезали» на треть – 18 млрд рублей. Чиновники грешат на строителей, заявляя, что огромная часть денег остается просто неосвоенной: задержки в подготовке проектной, инженерной документации, затягивание фактических работ. «Метрострой» в свою очередь констатирует многомиллионные долги Смольного по госконтрактам, отсюда и задержки по выплатам заработной платы работникам, сдвиги в сроках, претензии от заказчика и налоговиков.
В результате финансовой чехарды срок реализации масштабных транспортных проектов год за годом откладывается, а отношения между Смольным и «Метростроем» остаются напряженными.
Взаимные иски структур не ведут к «потеплению», скорее, только увеличивают градус накала. По словам участников дорожно-строительного рынка, вполне вероятно, что в Петербург могут прийти опытные московские метростроительные компании. Хотя, пока финансовая ситуация остается прежней, к такому повороту событий нужно относиться с известной долей скепсиса.
Отзывы о статье «Будущее подземки 2.0: как будет развиваться петербургский метрополитен в ближайшее время» (4)
Про Шушары ещё при СССР говорили... Наконец сподобились! Но основная масса это ленсоветовские Шушары... А дальше к Пушкину вообще трудно добраться...
Кстати, странно ещё то, что по московскому шоссе не идёт транспорт до Звёздной и Московской! Вроде по прямой, что сложного?! До Купчино идёт и даже в сторону рыбацкого... А по прямой нет!
Есть 1 маршрут который не доходит до Звёздной немного, но он идёт через Купчино и из-за этого время на дорогу в 3 раза больше! Бред!