В настоящий момент локальная застройка территорий отошла на второй план, а более актуальной стала комплексная застройка земельных участков. Так, строительные площадки разворачиваются на несколько сотен гектаров и на когда-то пустующих территориях вырастают полноценные мини-города, которые с легкостью можно назвать городами-спутниками.
В данный момент на территории, расположившейся ориентировочно на 30 км вокруг Санкт-Петербурга, уже можно заметить около десятка таких строительных площадок. Характерной особенностью этих проектов является то, что площади занимаемой территории составляют не менее 100 га.
К примеру, есть и такие, которые частично закончены, или же процесс строительства завершен, и такие комплексы уже заселены. К основным из них можно отнести:
- комплекс «Юнтолово», с площадью застройки территории на 437 га;
- «Новая Ижора», освоенная территория которой составляет 285 га;
- ЖК «В Славянке», с площадью застройки – 220 га;
- комплекс «Северная Долина», расположившийся на участке площадью 220 га;
- «Балтийская Жемчужина» - 205 га.
Основные особенности «городов-спутников»
Особенностью городов-спутников является не только огромная площадь застройки жилыми домами, детскими садиками, школами. Обязательное условие таких городков – это расположение на их территории культурные объектов. А главным признаком все же является наличие мест для трудоустройства, проживающего в нем населения.
Поэтому вышеперечисленные строения, несмотря на значительные площади, скорее можно отнести к городам-спутникам, и просто к жилым микрорайонам.
Изначально о создании рабочих мест для проживающих, как неотъемлемой составляющей разработки, заговорили касательно города-спутника «Южный». Естественно, ведь территория площадью более 2 тысяч гектар будет застроена не только жилыми зданиями. Разработчики этой концепции отмечают, что различные научные и деловые центры, а также системы производственных предприятий – первичны. А вот застройка жилого фонда будет обеспечивать потребности работающего населения в таких компаниях. Тем самым пытаясь обеспечить такой город требуемыми жилыми площадями.
Коммерческие и строительные площадки, запланированные для возведения, уже внесены в Генеральный план Санкт-Петербурга. Здесь планируется строительство, помимо научно-исследовательских объектов и учреждений системы образования, промышленных объектов. Очень подробно был разработан план по внедрению и развитию новых технологий, начиная со стадии разработки до полного внедрения и нормального функционирования данного проекта.
Как отмечено при разработке «Южного» - основным источником рабочих мест для жителей этого городка станет именно сфера в оказании разнообразных услуг. Немаловажным фактором является то, что территорию Южного пересекает значимая транзитная автодорога – Киевское шоссе. Поэтому значительная часть коммерческой инфраструктуры «спутника» будет брошена на обслуживание именно этого участка активной деятельности. При окончательном завершении всех этапов строительства и внедрения проекта, запланировано создание более 60 тысяч рабочих мест, которые в свою очередь предоставят работу более 60% работающего населения.
Мнение экспертов таково, что основной чертой городов-спутников является достаточное количество инфраструктуры:
- хорошие школы и детские сады;
- надежные здравоохранительные учреждения и прочее.
Необходимо создать такие условия для жизни, чтобы население городка не чувствовали себя обделенными и с удовольствием пользовались местными социальными возможностями и услугами. Просто не допустим тот факт, при котором в детский сад, школу или на работу нужно будет ехать в абсолютно другой район.
Транспортные решения
Достаточно острым вопросом для крупных проектов строительства, при освоении больших территорий, стоит вопрос транспортной развязки. К сожалению, на данный момент, достаточно непросто отыскать такие участки на периферии Санкт-Петербурга. Но как обещают чиновники – совсем скоро этот вопрос будет решен, и такие территории будут присоединены к уже застроенным массивам.
Гарантией того, что совершенно новый город-спутник или просто спальный район, не будет отделен от существующего мегаполиса, является наличие качественной транспортной развязки. Только так население таких районов сможет полноценно посещать центр Санкт-Петербурга и другие его районы, посещая культурные мероприятия, совершая покупки и т.д. Однако, для полноценного существования таких городов, очень важно осуществлять обратную миграцию. И по словам экспертов это сделать будет не так-то просто. Для этого в таком городе должна быть на высоком уровне развитая инфраструктура, находиться достаточное количество различных архитектурных памятников культуры и создание по-настоящему уникальных «магнитов», притягивающих достаточный поток людей.
Отличным примером можно считать проект «Новоселье. Городские кварталы». Перспективное проектное решение планировки территории, площадью в 500 га в Ломоносовском районе, благодаря задумке авторов, предусматривает кластерную систему расположения микрорайонов. Такой вариант застройки микрорайонов включает в себя все необходимые для жизни общественные и социальные организации.
При сложившейся тенденции миграционного прироста населения еще несколько лет, в Санкт-Петербурге строительство городов-спутников и девелоперские проекты и разработки будут как нельзя кстати. Но востребованы они будут исключительно в краткосрочной перспективе. Города с меньшим количеством населения, а значит с более качественной инфраструктурой и городской средой, будут более востребованы при низком миграционном потоке. Исходя из таких рассуждений, можно сделать вывод, что соответственно и уровень развития инфраструктуры и общественного транспорта должен стать гораздо выше, чем сегодня. Только так проекты городов-спутников смогут стать жизнеспособными.
Отзывы о статье «Проекты полноценных мини-городов»