Покупка готового коммерческого помещения в новостройке – хорошее инвестиционное вложение. Однако не во всех современных домах предусмотрен такой нежилой фонд. Для собственников нижних этажей многоквартирных домов законодательством предусмотрена возможность перевода квартир в категорию нежилых. SPbHomes.ru внимательно изучил требования и условия процедуры.
Какие квартиры можно перевести в нежилой фонд?
Рассматриваемая сфера регулируется Жилищным, Гражданским, Административным кодексами РФ, федеральными и региональными законами и подзаконными актами. Согласно действующему законодательству, поменять жилое назначение на коммерческое можно, если:
- Квартира находится на первом этаже или выше, но нижние помещения уже являются нежилыми;
- Существует техническая возможность оборудовать отдельный вход в помещение с улицы;
- Многоквартирный дом не находится в аварийном состоянии и не является объектом культурного наследия;
- На квартире не должно быть никаких обременений в виде залога или ареста.
Несоответствие хотя бы одному из вышеперечисленных пунктов делает перевод невозможным.
Что нужно сделать в первую очередь?
Если описанные выше условия соблюдены, стоит начать оформление с выписки всех, кто был зарегистрирован в квартире. Причем, касается это и собственника помещения. Снятие с регистрации несовершеннолетних, если таковые имеются, может занять немного больше времени. О процедуре SPbHomes.ru писал здесь. Кроме того, обязательна проверка законности перепланировки, если она есть. При обнаружении несанкционированных изменений, надо оформить все надлежащим образом.
Следующим шагом станет сбор документации для подачи в профильную жилищную комиссию при муниципалитете:
- Выписка из ЕГРП, подтверждающая право собственности;
- Нотариально заверенные копии при наличии каких-либо договоров или решений суда, касательно квартиры;
- Технический паспорт, выданный в БТИ;
- Поэтажный план дома из БТИ;
- Выписка из домовой книги;
- Нотариально заверенное согласие остальных собственников квартиры, если такие есть;
- Нотариально заверенная доверенность от собственника, если оформлением будет заниматься другое лицо.
Для юрлиц-собственников также требуется предоставление учредительных документов.
Отдельным пунктом следует выделить наличие согласия жильцов многоквартирного дома, так как именно в этой подготовительной части чаще всего возникают трудности. Для начала в управляющую компанию или ТСЖ следует подать заявление о назначении дня общего собрания собственников и голосования (вопрос о переводе в нежилое помещение может быть включен в повестку очередного собрания или вынесен на внеочередное обсуждение). Для того, чтобы результаты голосования были законными, необходимо присутствие не менее 50% собственников.
Тут существует некоторая тонкость: при отсутствии каких-либо реконструкций в доме при переводе квартиры в нежилой фонд, требуется лишь согласие большинства. Однако если предстоят какие-либо существенные изменения, то придется добиваться единогласного решения.
Что можно, а что нельзя открывать в нежилом помещении в многоэтажке?
Для того, чтобы понять, что можно открыть в нежилом помещении в многоквартирном доме, необходимо ознакомиться со СНиП (строительные нормах и правилах). Согласно положениям, разрешается размещение:
- Розничных магазинов, но площадью не более 1000 кв. м;
- Общепитов не более, чем на 50 посадочных мест;
- Домовых кухонь на не более, чем 500 обедов в день;
- Пунктов приема химчисток без производства;
- Банковских отделений;
- Юридических и нотариальных контор;
- Женских консультаций;
- ЗАГСов;
- Филиалов библиотек и выставочных залов;
- Фитнес-клубов площадью не более 150 кв. м;
- Детских садов и студий.
Категорически запрещено организовывать:
- Вредные, взрыво- и пожароопасные магазины;
- Предприятия бытового обслуживания площадью более 300 кв. м;
- Мастерские разного рода площадью более 100 кв. м;
- Пункты приема посуды;
- Сауны, бани, общественные туалеты и химчистки;
- Похоронные бюро.
Все главные и эвакуационные входы и выходы строго должны быть отделены от жилой части дома. Кроме того, для магазинов площадью свыше 150 кв. м необходимо оборудование отдельного погрузочного входа с торца здания, где нет окон жилых квартир. Загрузка также может осуществляться через подземные тоннели.
Какие еще документы могут потребовать?
В зависимости от того, что собственник планирует разместить в будущем коммерческом помещении, дополнительно могут потребоваться:
- Справка о соответствии пожарным нормам, выданная МЧС;
- Справка о соответствии нормам СанПина, выданная Роспотребнадзором;
- Справка о текущем состоянии дома, выданная ТСЖ или УК.
Чтобы процесс оформления прошел быстрее, рекомендуется приложить бумаги сразу же в общий пакет документов. Это поможет многократно сократить как время рассмотрения, так и количество потраченных нервов.
Время обработки запроса компетентным органом и принятие решения обычно занимает несколько месяцев, однако в отдельных случаях процедура может занять до года. Каждый конкретный случай необходимо рассматривать отдельно.
После получения положительного ответа от межведомственной комиссии, следующим этапом станет согласование с коммунальными службами, противопожарной службой, экологическим комитетом и СанЭпидемстанцией. При возникшей необходимости проведения реконструкций или перепланировок, собственнику выдается подробная инструкция о дальнейших действиях и обязательных процедурах. В случае отказа, следует внимательно изучить мотивировочную часть и привести документы в надлежащий вид (несоответствие пакета бумаг требованиям является наиболее распространенной причиной отклонения) или же оспорить решение в суде. Однако нужно быть готовым ко всем судебным формальностям, вытекающим из такого сценария.
Отзывы о статье «Перевод жилой квартиры в нежилой фонд: документы, процедура и тонкости»