Аналитический обзор апартаментов Москвы и Петербурга. Перспективы формата
Аналитический центр компании М2Маркет подготовил сравнительный обзор предложений на рынке апартаментов Москвы и Санкт-Петербурга.
В Москве в настоящий момент продается около 2,5 млн. кв. м квартир и 0,7 млн. кв. м. апартаментов. В лотах – 35,5 тыс. и 9,5 тыс. штук соответственно.
Для сравнения – в Петербурге около 2,6 млн. кв. м квартир и 0,3 млн. кв. м апартаментов. Доля апартаментов значительно ниже, чем в Москве (10% против 20%), что объяснимо наличием в Санкт-Петербурге крупных проектов масс-маркет в черте города (ЖК «Чистое небо», ЖК «Солнечный город», ЖК «Северная долина», ЖК «Галактика» и т.д.).
Что сегодня предпочитает покупатель и почему?
И в Москве, и в Петербурге за последние 3 года наблюдается тренд снижения спроса на апартаменты – при стабильной доле предложения на рынке доля продаж уменьшилась на 2-4 п.п.
Причин несколько:
- до 2015 в черте Москвы не было доступных проектов, сейчас же усиливается тренд по освоению крупных промзон с более дешевым жильем;
 - пик интереса пришелся на середину 2010-х – множество проектов от крупных компаний (MR Group, «Пионер», Level Group и тд), поскольку апартаменты были новым и более доступным по стоимости форматом жилья;
 - высокие расходы на содержание (налоги, коммунальные платежи);
 - практически полное отсутствие прецедентов перевода из статуса нежилого помещения в жилое.
 
Как следствие, среднестатистический покупатель предпочтет покупку квартиры – больше выбор, меньше рисков, возможность постоянной регистрации.
Динамика продаж
В Санкт-Петербурге активное развитие получил формат сервисных апартаментов – в 2018-2019 гг.. Так, в успешном проекте продавалось около 600 кв. м. в месяц. В формате «для жизни» этот показатель достигал отметки в 2 тыс. кв. м (в крупных проектах). Также есть и «смешанные» форматы, в которых можно приобрести лот как для сдачи в аренду, так и для собственного проживания – зачастую такие проекты продаются с хорошей динамикой (апарт-отели Valo, Like – по 1-1,5 тыс. кв. м в месяц).
В Москве можно выделить лишь отдельные успешные локальные проекты – это либо совсем бюджетное предложение (как первое жилье), либо проекты с удачной локацией и концепцией (более высокий сегмент). Успешные примеры сервисных апартаментов представлены лишь компанией «Пионер».
Покупатели апартаментов высоких классов (бизнес, премиум, элит) в меньшей степени зависимы от негативных рыночных факторов, поэтому спрос на такие лоты стабилен, особенно на фоне снижения спроса в масс-маркете.
Самые востребованные комплексы апартаментов бизнес-класса
Самые продаваемые апарт-проекты Москвы бизнес-класса в 2019 году – «ВТБ Арена парк» (продается 1 тыс. кв. м ежемесячно), «Серебряный фонтан» (800 кв. м) и «Play» (700 кв. м).
«ВТБ Арена парк» - крупный проект, который возводится в рамках модернизации стадиона «Динамо» при поддержке банка ВТБ. Проект находится на завершающей стадии и расположен в развитом жилом районе. «Серебряный фонтан» – мультиформатный проект от крупного застройщика (ГК «Эталон») с качественной концепцией в активной строительной стадии.
«Play» – проект с продуманной концепцией рядом с метро, также в развитом жилом районе.
Для сравнения в Питере самым продаваемым апарт-проектом бизнес-класса в 2019 является YE’S Marata на Социалистической (продается 0,5 тыс. кв. м ежемесячно) – апарт-отель от компании «Пионер» в Центральном районе города.
«Если говорить о перспективах развития формата апартаментов в двух столицах и регионах, то продолжается тренд на строительство точечных апарт-проектов в центре Москвы в дорогом сегменте (в том числе, реставрация существующих зданий). 24 из 28 стартовавших апарт-проектов Москвы в 2018 году относятся к высокому классу, 15 из них расположены в ЦАО», – комментирует Роман Строилов, директор по развитию, партнер М2Маркет.
Возможно расширение сети сервисных апарт-отелей в Москве как инвест-инструмента. Такой продукт характерен для городов-миллионников, в остальных же случаях является малоперспективным, потому что зачастую строительство в регионах (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) ведется на грани себестоимости. В то же время доходы местного населения намного ниже, что является ограничением для инвестирования в новый продукт или формат проживания в помещении без возможности постоянной регистрации и соответствующих преимуществ пользования социальной инфраструктурой.
						ЖК Alter («Альтер»)
					
						ЖК «Морская набережная. SeaView»
					
						ЖК «Новый Лесснер»
					
						ЖК «Цивилизация»
					
						ЖК «Modum» (ЖК «Модум»)
					
						ЖК «LEGENDA Черная речка, 41» («Легенда Черная речка, 41»)
					
						ЖК «LEGENDA Героев» («Легенда Героев»)
					
						ЖК «Морская набережная»
					
						ЖК «ID Moskovskiy» (Айди Московский)
					
						ЖК «Елизаровский»
					
						ЖК TERRA («Терра»)
					
						ЖК ID Park Pobedy (Айди Парк Победы)
					
						ЖК «Полис Приморский»
					
						ЖК LEGENDA BUSINESS «Малоохтинский, 68» (Легенда Бизнес «Малоохтинский, 68»)
					
						ЖК «Заповедный парк»
					
						ЖК Neva Haus («Нева Хаус»)
					
						ЖК «Квартал Che»
					
						ЖК «ART квартал. Аквилон»
					
						Апарт-отель «Начало»
					
						ЖК «Московские ворота II»
					
						ЖК «Ручьи»
					
						ЖК «Статус у Парка Победы»
					
						ЖК «Полис на Комендантском»
					
						ЖК «Цветной город»
					
Отзывы о статье «Аналитический обзор апартаментов Москвы и Петербурга. Перспективы формата»